Аннотация
Андрей Вячеславович Черенков с 2000 г. занимается систематической фотосъемкой архитектурных памятников Татарстана. Черенков А.В. – истинный подвижник, который по своей личной инициативе осуществляет масштабный проект, посвященный архитектурному наследию нашей республики. Цель проекта – обратить внимание государственных и муниципальных органов республики, общественности на то, что в современном Татарстане помимо восстановленных и отреставрированных памятников русской архитектуры XVI – начала XX вв., немалое их количество и по сей день нуждаются в реставрации.
Не будучи профессиональным фотографом, Черенков А.В. является автором пяти персональных фотовыставок (2010, 2011, 2013, 2015, 2016 гг.). Организованные Государственным музеем изобразительных искусств и Государственным Советом Республики Татарстан, выставки неизменно вызывали интерес посетителей и имели широкий резонанс в республиканских СМИ. Наиболее интересные фотоработы Черенкова А.В. представлены в книгах: «Православные храмы-памятники Татарстана» (2012 г.), «Православные храмыпамятники Казанского края» (2013 г.) и «Храмы нашей памяти. Духовно-архитектурное наследие династий меценатов и благотворителей в Казанском крае» (2016 г.).
С 2013 г. в высших учебных заведениях г. Казани экспонируется передвижная фотовыставка Черенкова А.В., призванная привлечь внимание студенческой молодежи к проблеме сохранения исторического наследия нашего края. Также по инициативе Черенкова А.В. в воскресных школах при храмах г. Казани для прихожан проводятся лекции с демонстрацией фоторабот автора.
Увлечению Черенкова А.В. посвящены два документальных фильма, снятых Зуфаром Хайрутдиновым (ГТРК «Татарстан») – «Хранитель Казанского края» (2013 г.) и «Архитектурное наследие Татарстана» (2015 г.). Оба фильма отмечены дипломами всероссийских фестивалей телерадиопрограмм и фильмов.
На сегодняшний день в архиве автора – более 1000 фоторабот, на которых запечатлены сельские храмы, мечети, земские учреждения, усадьбы и дома, построенные до 1916 г. и расположенные в 44 районах Татарстана. Многие из запечатленных на фото зданий являются уникальными памятниками архитектуры.
За подвижнический труд А.В. Черенков в 2011 г. был награждён знаком отличия Казанской епархии Русской Православной церкви «За церковные заслуги» и дипломом республиканского конкурса «Благотворитель 2011 года». В 2014 г. «во внимание к трудам по развитию православной культуры в Республике Татарстан» А.В. Черенков награжден медалью Русской православной церкви Святителя Макария, митрополита московского. Также в 2014 г. Указом Президента Республики Татарстан А.В. Черенкову присвоено Почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан».
Не останавливаясь на достигнутом, Андрей Вячеславович продолжает свою просветительскую деятельность, запечатлевая уже те позитивные изменения, которые произошли с сельским храмами за последние годы. Благодаря современным меценатам, благотворителям и просто неравнодушным людям, некоторые храмы восстановлены, а другие находятся в процессе восстановления. Новые фотоработы А.В. Черенкова, передающие динамику происходящих изменений, были представлены в 2020 г. на фотовыставке, приуроченной к его 60-летнему юбилею.
За большой вклад в сохранение и развитие духовно-нравственных и культурных традиций русского народа, Указом Президента РТ от 23 января 2020 г., Андрей Вячеславович Черенков награжден медалью Республики Татарстан «За доблестный труд».
7 октября 2020 г. награждён епархиальной наградой Казанской епархии – медалью святителя Казанского Гурия, первого архиепископа Казанского, III степени.
Работы
УСАДЬБА Н.М. ЖУРАВЛЕВА
Усады (б. Троицкое), Высокогорский район
Усадебный комплекс известного купца-хлеботорговца Н.М. Журавлева состоит из жилых домов самого купца, управляющего и писаря, а также торговых рядов и других хозяйственных построек. Жилой дом построен в 1870-е гг.
Г-образный в плане двухэтажный дом хозяина усадьбы имеет своеобразную композиционно-пространственную структуру с оригинальной трактовкой фасадов. Фланги здания акцентированы щипцовыми завершениями, над которыми выпущены ступенчатые аттики с остроконечными гранеными башенками на концах. Памятник жилой архитектуры – усадебный комплекс в стиле эклектики с элементами классицизма и псевдоготики.
ДОМ БАКИРОВА
Большой Менгер, Атнинский район
Построен купцом-миллионером Бакировым в 1838 г. В последующие годы он жил в Петербурге, наезжая в Б. Менгер только летом на отдых.
Деревянный двухэтажный, Т-образный в плане дом с мезонином над средней частью под трех- и двускатными вальмовыми крышами. Вероятно, постройка проводилась по проекту профессионального архитектора, использовавшего традиционную трехчастную схему организации жилых помещений (изба – сени – изба), но были выделены поперечные и продольные внутренние стены, на манер городских домов. Первый этаж – кухня, помещения для прислуги, кладовые и т.д. Второй этаж – жилой, справа и слева между ними сени. Вход организован с южного фасада – в прихожую, слева лестница на второй этаж. Мезонин для старших членов семьи и гостей. В декоративном оформлении дома использована ордерная структура. Развитый карниз мезонина разделен двумя полуциркульными нишами и поддерживается тремя парами (на южном) и двумя парами (на боковых фасадах) цилиндрических колонок. Стилизованные капители колонн, пилястр и часть фриза обработаны каннелюрами. В полукруглые плоскости ниш вписаны декоративные вазоны. Углы сеней обработаны прямоугольными пилястрами. Фриз антаблемента из профилированных досок. Окна прямоугольные, наличники: прямые сандрики с двумя резными кронштейнами, с полукруглыми и четверными резными “сияниями” на подкарнизной плоскости. Памятник жилой архитектуры в стиле провинциального ампира, сочетающий черты помещичьих жилых домов и татарского народного жилища.
ЗДАНИЕ АПТЕКИ
Буинск
Земская аптека в Буинске открылась в 1874 г., а с 1902 г. она была размещена в специально выстроенном для нее здании. Кирпичные работы выполнил подрядчик Ф.С. Шамонов – крестьянин с. Танкеевки Спасского уезда. В 1918 г. в здании аптеки находилось общежитие коммунаров – членов “Северной коммуны”. 5 ноября 1969 г. в связи с 50-летием со дня гибели героя гражданской войны И.С. Космовского (1895-1919) на здании установлена мемориальная доска с надписью: “Здесь в 1918 году жил Иван Сергеевич Космовский – организатор партийных ячеек большевиков в Буинском уезде. Погиб в 1919 году”.
Двухэтажное здание построено на углу квартала и имеет два парадных фасада. Главный из них украшен двумя симметричными ризалитами по углам. Вход в здание выделен невысоким крыльцом и фигурной парапетной стенкой. Второй уличный фасад и его главный вход выделены ризалитом. Оконные проемы трех типов: с прямой, лучковой и арочной перемычками. Особую выразительность зданию придают высокие угловые шатры с четырехгранным завершением, выполненным из дерева. Шатры завершаются шпилями и флюгерами. Архитектурной достопримечательностью дома являются кованые детали: навесы над входами с трех сторон дома, наружная лестница на уличном фасаде, два флюгера. Памятник гражданской архитектуры в “кирпичном” направлении эклектики с элементами модерна в оформлении металлических деталей.
ЗДАНИЕ ЗЕМСКОЙ УПРАВЫ
Буинск
Здание построено в 1888 г., перестраивалось в 1904 г.
Двухэтажное, Г-образное в плане здание, на поэтапное строительство которого отчетливо указывают различия в стилистическом решении отдельных объемов, а также неорганичные стыковки и врезки в местах соединения объемов. Основной объем выполнен с привлечением, главным образом, элементов русского барокко и византийского стиля. Это декорированный аркатурами и поясом зубчиков широкий карниз, строенная арка на аттике, разнообразная горизонтальная рустовка стен, приставные колонны второго этажа с византийскими капителями, барочные парапеты входа и т.д. Пристрои к основному объему хотя и повторяют его композиционный строй, но решены иначе. В пристрое к дворовому фасаду использованы круглые архивольты, вместо арочных на основном фасаде, утяжеленные сталактитовые элементы окончаний карниза. В оформлении здания широко использованы кованые металлические детали – решетки навесов входов, ограждения балконов, лестничные конструкции. Общее решение здания свидетельствует о стремлении авторов проекта к национально-романтическому стилизаторству, хотя в композиции фасадов широко используются элементы не только русского, но и византийского, барочного, ренессансного стилей. Памятник гражданской архитектуры представляет собой яркий образец построек, относящихся к “кирпичному” направлению эклектики.
ДОМ Н.Ф. МЕДВЕДЕВА
Гребени, Верхнеуслонский район
Дом управляющего спиртовым заводом Н.Ф. Медведева, расположенный на нижней террасе волжского берега, построен на рубеже 19-20 вв. В нем же размещалась заводская контора.
Двухэтажное здание, центральная часть которого с симметричными одноэтажными флигелями, под полувальмовыми кровлями с люкарнами. Прямоугольные окна имеют плоские, зубчатые по силуэту наличники, углы дома раскрепованы рустованными лопатками, широкий карниз поддерживает высокую кровлю с многочисленными пинаклями и шатром над бельведером со стороны Волги. Карниз бельведера украшен машикулями. Слуховые окна с деревянными резными наличниками. Терраса перед домом с газонами на каменных тумбах, стилизованные капители дорического ордера. Навесы, ограждения балкона, флюгеры и шпили пинаклей выполнены из кованого металла. Памятник архитектуры в традициях эклектизма псевдоготического направления. Памятник промышленной архитектуры в эклектичной манере, с использованием элементов классицистической архитектуры.
СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
Мензелинск
Здание мечети построено в 1910 г. под наблюдением архитектора Г. Кутьянова на средства купца М.С. Сеитбатталова и других прихожан.
Протяженное двухэтажное сооружение расположено в центре города. Вестибюльный объем и основные молельные залы размещены на первом этаже. Залы второго этажа освещены круглыми окнами. Наличники окон, карнизы, фронтоны фасадов декорированы белокаменными резными элементами. В декоративном оформлении сочетаются элементы татарской национальной архитектуры (арочные формы с “сиянием” на фронтонах и фасадах), классицизма (окна с лучковым завершением, круглые проемы, лопатки), восточные мотивы (пышный декор карнизов). Минарет утрачен. Памятник культовой архитектуры выполнен в стиле “кирпичного” направления эклектики с сочетанием мотивов национального романтизма и псевдоготики при традиционном объемно-планировочном решении.
МЕЧЕТЬ
Казылино, Арский район
Построена в 1899 г.
Постройка относится к типу мечетей с минаретом над входом. Расположение внутренних помещений анфиладное – вестибюль, первый и основной залы. Мечеть на высоком цоколе, под четырехскатной вальмовой кровлей. Михраб прямоугольный, со скошенными углами. Минарет восьмигранный, двухъярусный, вход в него организован по лестнице в вестибюле. Нижний ярус украшен плоскими нишами и имеет круглый проем на северном фасаде, верхняя часть этого яруса завершена фигурным карнизом. Второй ярус прорезан высокими арочными проемами, объединенными поясом по верху, а по низу – ступенчатым карнизом. Кровля минарета – невысокая криволинейная, увенчана узким восьмигранным шатром. Окна мечети арочной формы с прямоугольными профилированными сандриками на резных кронштейнах. Окна украшены цветными витражами с криволинейными переплетами. По периметру фасадов протянут городковый карниз. Стены раскрепованы пилястрами и прямоугольными рельефами. Памятник культовой архитектуры в стиле “кирпичной” эклектики с развитым декором фасадов.
УСАДЬБА ДАУТОВА
Большая Атня, Атнинский район
Комплекс сохранившихся усадебных строений одного из богатейших атнинских купцов Даутовых состоит из двухэтажного жилого дома с мезонином, сарая для упряжи и экипажей, кладовых, бани, магазина, забора, двух ворот (на чистый и хозяйственный двор). Все постройки выполнены в течение 1895 – начале 20 в.
Жилой дом – главная и наиболее интересная постройка комплекса. Расположен в глубине усадьбы, главный фасад ориентирован на юго-восток. Главный вход с чистого двора, со стороны северо-восточного фасада. Дом Т-образный в плане, сруб-шестистенок, с выступающими в сторону двора сенями. Мезонин по третьему уровню – над сенями. Кровли дома и мезонина двускатные, фасады обшиты тесом. Бревенчатые стены оформлены горизонтально тесом с накладными пилястрами на базах с профилированными капителями. Углы дома зашиты тесом, имитирующим стилизованную рустовку. На первый этаж в “черную” избу и кладовую ведет вход со двора. Входы оформлены крыльцами с кровлей на круглых колонках, с фронтонами над ними. Окна расположены по три на каждом крыле дома и на мезонине, фасад сеней прорезан четырьмя окнами – все окна прямоугольные. Наличники в виде оклада, подкарнизная доска с резным узором, поддерживается резными кронштейнами. Все фронтоны дома и мезонина идентичны – треугольный тимпан с полуциркульной фронтонной нишей декорирован круглыми спаренными колонками с невысоким ограждением из балясин. Карнизы широкие трехступенчатые большого выноса. Фронтонные карнизы более узкие. Первый и второй этажи поделены в плане сенями. На первом этаже слева в сенях размещены кладовая, чулан, в правой части расположена “черная” изба с нарами-сэке. На втором этаже сени поделены на две части с входом в чистую жилую половину; здесь в сенях комната для девушек, чулан. Памятник жилой архитектуры, характерный для зажиточных татарских семей в районах Заказанья, с использованием стилизованных элементов и деталей классицистического стиля.
ЖЕНСКОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Чистополь
Комплекс училища выстроен в 1911 г. на средства татарского купечества Чистополя и состоит из главного (учебного) корпуса и ряда жилых и хозяйственных сооружений. Училище при первой соборной мечети было создано по инициативе приходского имама Н.Х. Амирханова. Преподавание в нем велось на татарском и русском языках. Программа обучения в этом заведении имела новометодный характер, здесь помимо богословских дисциплин преподавались светские науки и предметы: родная речь, татарская литература, история, основы педагогики. Ежегодно здесь получали образование от 30-и до 50-и девушек города. В настоящее время здесь расположены музыкальные классы педагогического училища и жилые помещения. Комплекс занимает угол квартала.
Общая композиция двухэтажного краснокирпичного главного корпуса состоит из боковых нешироких ризалитов. В правом ризалите устроена проездная арка. Оконные наличники имеют рустованные архивольты на пилястрах в средней части фасада и заглубленных в толщу стены полуколоннах на ризалитах. Подоконные стенки второго этажа украшены кессонированными филенками, три окна средней части фасада вписаны в ложную аркаду с балясинами вместо колонн. Завершает ризалиты аркатурный пояс и карниз с кубическими тумбами по углам. Справа к сооружению примыкает Г-образный в плане, одноэтажный пристрой с деревянным мезонином, оконные проемы которого выделены лучковой перемычкой и простыми наличниками. Угол пристроя и простенок раскрепованы рустованными лопатками. Памятник гражданской архитектуры выполнен в стиле эклектики национально-романтического направления с использованием деталей мавританского зодчества.
КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Смолдеярово. Лаишевский район
Трёхпрестольный кирпичный храм построен в 1902–1905 гг. Приделы освящены во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Святого Мученика Мины (приход существовал по крайней мере с 1781 г.). Крупный пятиглавый храм с высокой четырёхъярусной колокольней, выстроен в стиле эклектики русско-византийского направления. Храм построен на средства купца Павла Васильевича Щетинкина, вероятно, по проекту Ф.Н. Малиновского. Строительством руководил уполномоченный П.В. Щетинкина Плюшков. Действует с 1989 г. Реставрация проведена в 1991 г. Принадлежала Свободной («Истинно-православной») церкви до 2008 г. В ведении Казанской епархии РПЦ с 16 ноября 2008 г. В северо-западном углу церковной ограды сохранилась кирпичная часовня, построенная в память трагической кончины императора Александра II 1 марта 1881 г. в С.-Петербурге. С северной стороны ограды сохранились трёхарочные ворота. Церковь является подворьем Казанского Богородицкого монастыря с 2009 г.
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Киять. Буинский район
Трёхпрестольный каменный храм построен в 1801 г. (приход существовал ещё в первой половине XVIII в.). Приделы освящены в честь великомученницы царицы Александры (правый) и Святителя Тихона Амафунтского (левый). В 1853 г. были построены ещё два симметричных внутренних придела, включённых в объём храма: справа — преподобного Михаила Клопского, слева — Симеона Богоприимца и Анны Пророчницы. Храм возведён на средства местного помещика Павла Ивановича Родионова, приделы в 1853 г. — на средства местного же помещика Николая Ивановича Теренина. Крупная пятиглавая пятипрестольная церковь с сильно развитыми двусветными объёмами центрального храма построена в стиле барокко. В 1855–1882 гг. в приходе служил священник Андрей Иванович Кедров (1831–?); в 1882–1895 гг. — Андрей Сергеевич Смирнов (1848–?), выпускник Симбирской духовной семинарии 1882 г.; в 1895–1917 гг. — Василий Семенович Сергиевский (1839–?), выпускник Симбирской духовной семинарии 1866 г. С 1994 г. храм действует. Находится на возвышенном правом берегу р. Свияги.
ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ (БАШНЯ ТАМАРА)
Зеленодольск, Зеленодольский район
Башня Тамара – старейшее здание города Зеленодольска. Построена предположительно в 1898 г., когда правление французско-российского “Волжско-Вишерского акционерного общества - металлургический завод” начало строительство жилого комплекса для своих служащих и рабочих.
До сих пор самой большой загадкой башни остается история её названия. Существует множество версий, большинство из которых о трагической неразделенной любви. Но вполне возможно, что её символически назвали башней Тамара в честь героини стихотворения М.Ю. Лермонтова:
“В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна как ангел небесный,
Как демон коварна и зла...”
УСАДЬБА ОСТАНКОВЫХ
Останково, Тукаевский район
Село Останково основано во 2-й половине 18в. Село названо по имени И.И. Останкова, офицера славного Казанского драгунского полка, первого владельца вотчинных земель с “...1752 г. декабря 21. - Запись поверенных башкир Казанской дороги … капитану оренбургского гарнизона И.И. Останкову об отдаче ему за долг в оброчное владение на 60 летвотчинной земли по р. Игене...” И.И. Останков заселил полученные земли русскими крестьянами.
В официальных документах 19в. Останково упоминалось по названием Ново-Спасское, Бишинды-Останково. До реформы 1861г. жители относились к категории помещичьих крестьян, занимались земледелием, разведением скота, плетением лаптей. В начале 20в. В селе располагалось волостное правление, земская школа, фельдшерский пункт, ветряная мельница, 20 лавок.
Помещичий дом в Останково был построен в 1826 г. Двухэтажное здание с балконами украшали фигуры львов. По сохранившимся воспоминаниям местных жителей, в поместье был разведен очень большой сад, в котором деревья росли аллеями - липы, сосны, ели, яблони, сирень разных цветов и даже кедру. В пруду разводили очень много рыбы, там же была устроена водяная мельница и плавали лебеди.
Последний владелец усадьбы Останковых - Михаил Матвеевич Останков (1847-1914) - более 24 лет являлся предводителем уездного дворянства. Среди представителей своего сословия М.М. Останков выступал в качестве организатора земства, земской работы и пропагандиста земских идей. В течение 15 лет М.М. Останков состоял председателем Мензелинской земской управы. На этом посту он неустанно заботился о решении самых наболевших проблем местной жизни, много занимаясь благотворительностью, жертвуя личные средства на церкви, развитие народного образования и т.д.
Скончался М.М. Останков 26 января 1914 г. в возрасте 67 лет в своем имении в Останково. В знак доброй памяти о нем земство учредило именные стипендии в Мензелинском реальном училище и женской гимназии, присвоило его имя Останковской земской школе и местной библиотеке.
ЗДАНИЕ ШКОЛЫ
Новый Кокшан, Менделеевский район
Здание построено между 1874 и 1893 гг. на средства владельца Кокшанского завода П.К. Ушкова. Здесь находилась принадлежавшая ему же начальная школа, в которой учились дети рабочих завода.
Одноэтажное на высоком цоколе здание, Г-образное в плане, рубленое из сосновых бревен и обшитое тесом. В центре уличного фасада вход, решенный в виде небольшого пристроя. Основное архитектурное украшение здания – сложная конструкция над входным объемом: беседка как бы поставленная на шатровую кровлю, освещенная с трех сторон строенными окнами с треугольным завершением. Рамы имели многофигурное заполнение, окна – профилированные наличники. Беседка завершается шатровой крышей с большим щипцом над окнами. Верх этого шатра усечен, на нем на четырех опорах еще одна беседка под четырехскатной крышей со шпилем, повернутая к основанию нижнего шатра на 45 градусов и украшенная резьбой. По бокам от входа на главном фасаде по два окна, обрамленных наличниками с треугольными сандриками на резных кронштейнах. На боковом фасаде – семь таких же окон. В верхней части фасадов входного объема размещены эллипсовидные проемы. Шатер покрыт металлическим ромбовидным лемехом. Стены беседки декорированы пропильной резьбой растительного орнамента. Памятник гражданской архитектуры, который по своим стилистическим характеристикам может быть отнесен к провинциальной ветви модерна с эклектичными чертами.
МЕЧЕТЬ
Кшкар, Арский район
Построена в 1777 г. на средства купца Баязита бин Усмана аль-Кшкари. В 1865 г. расширена на средства его правнука Муртазы бин Мустафы.
Двухэтажный, вытянутый в плане объем с Г-образным пристроем. Первый этаж – хозяйственные помещения, вход в которые организован с восточной стороны главного объема. Второй этаж – три анфиладно расположенных молельных зала, вход организован с южного фасада пристроя через первый этаж. Михраб прямоугольный, под отдельной двускатной крышей. Окна первого и второго этажей, входы в здание – прямоугольные с лучковым завершением и частью арочной формы. Окна второго этажа более высокие, наличники простые, криволинейной формы. Чердачное окно михраба полуциркульной формы. По вертикали фасады оформлены спаренными лопатками с рустовкой (на первом этаже), гладкими одинарными лопатками. По горизонтали фасады расчленены карнизом с кровелькой водослива. Фасады мечети венчает многопрофильный карниз. В интерьере карниз отделяет коробовый свод от плоскости фасадов стен. Минарет был утрачен. Памятник культовой архитектуры в стиле барокко. В интерьере использованы мотивы восточной архитектуры и татарского декоративного искусства.
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Казань
История Петропавловского собора связана с именем Петра I. 27-30 мая 1722 г., направляясь в персидский поход, Пётр I посетил Казань. Это было уже третье посещение города Петром (первое состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе — в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство). Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева. 30 мая в Казани Пётр I отпраздновал своё 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшего ему в управление убыточные казённые суконные мануфактуры, Михляев решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла в камне, небывалой для Казани и всего Поволжья того времени высоты и роскоши.4 года местными силами строили церковь, за основу взяли обычный план посадского храма, каких много строили в Казани и по всей России, но не учли, что традиционная схема храма не предполагает огромной высоты, в итоге ночью свод храма обрушился. Узнав об этом, царь прислал строителей из Москвы и уже в 1726 году митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр торжественно освятил новый храм. Главное украшения Петропавловского собора — это величественный, современный храму, 25-метровый 7-ярусный иконостас. Великолепная барочная золоченая резьба иконостаса была исполнена мастером Гусевым, деревянные золоченые Царские врата выполнены в технике сквозной резьбы. Все иконы написаны на золотом фоне.С западной стороны собора, на территории, принадлежащей швейной фабрике, находится дом купца Михляева 17 века постройки (самый старый памятник гражданской архитектуры в Казани). Из дома шёл прямой ход в храм, а с севера дом примыкал к небольшой церкви Косьмы и Дамиана. По завещанию Михляева дом отдавался собору, но из-за ошибки в оформлении документов перешёл к наследникам Михляева — Дрябловым. Сам Иван Афанасьевич похоронен под колокольней Петропавловского собора.
КОЛОКОЛЬНЯ БОГОЯВЛЕНСКОГО СОБОРА
Казань
Строительство колокольни во многом связано с именем известного казанского купца – Иваном Семеновичем Кривоносовым. Возведение сооружения продолжалось 2 года, с 1895 по 1897 гг. Создателем проекта колокольни выступил русский архитектор Михаил Михайлов. Высота колокольни – 74 метра. На данный момент внутри находится 14 колоколов. Архитектурный проект сочетает в себе элементы классического древнерусского мотива и модернистские геометрические формы (красный кирпич, белый камень, необычные резные узоры, арки).
Колокольня Богоявленского собора уже давно стала неотъемлемой частью городского пейзажа, она служит местом не только для религиозных обрядов, но и является популярной достопримечательностью, привлекающей туристов.
В 2016 году на Колокольне была восстановлена смотровая площадка, которая открыта ежедневно для всех жителей и туристов города.
ДОМ ЮНУСОВЫХ-АПАНАЕВЫХ
Казань
Дом Юнусовых-Апанаевых – усадьба, построенная в начале XIX века. Сейчас здание входит в комплекс исторической части города – Старо-татарской слободы. Построен на деньги богатого купца Губайдуллы Юнусова, а спроектировал архитектор Михаил Литвинов. Сын Г.Юнусова – Ибрагим – организовал в доме приют для сирот. Там дети не только жили, но и учились арифметике, письму. Через какое-то время Ибрагим продал дом другому купцу – МухаммадбадтретдинуАпанаеву. Купец Апанаев открыл в доме врачебные кабинеты для бедняков. С тех пор история здания неразрывно связана с медициной. В советское время здесь располагалась поликлиника. В настоящий момент в здании располагается травмпункт и дневной стационар.
В 1916 году дом Юнусовых-Апанаевых приобрел свой современный вид – угловой эркер, ризалиты, которые делают строение максимально объемным, декоративные растительные элементы, ставшие настоящей изюминкой и отличительной особенностью фасада.
СЕННАЯ (БАЗАРНАЯ, ГЛАВНАЯ) МЕЧЕТЬ
Казань
Это культовое сооружение, построенное в центре исторического Сенного базара в Старо-Татарской слободе, на улице Московская в 1845—1849 архитектором А. И. Песке при поддержке советников коммерции братьев Ибрагима и ИсхакаЮнусовых на средства, завещанные их отцом — купцом первой гильдии Губайдуллой Юнусовым (1776—1849).Мечеть является двухэтажной, имеет зал с куполом и трехэтажным цилиндрическим минаретом по южному входу. Украшение мечети подобно таковым из средневековой Волжской Булгарии и Ближнего Востока.
ЧАСОВНЯ В ЧЕСТЬ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ
Нижние Вязовые. Зеленодольский район
В декабре 1912 г. Казанское губернское земство приняло решение выстроить (в честь 300-летия Дома Романовых) близ строящегося железнодорожного моста через Волгу монументальный памятник- часовню. Проект подготовил архитектор А.В. Щусев, автор Казанского вокзала Москвы, позднее — первого проекта мавзолея В.И. Ленина. Торжественная закладка совершена 11 июля 1913 г. (в день открытия Романовского моста), основные работы были начаты весной 1914 г., однако события Первой мировой войны прервали строительство, и постройка не была завершена. Кубовидный объём окружён со всех сторон колоннадой из двадцати колонн. Шестиколонные портики с каждой стороны имеют антаблементы, состоящие из бетонного архитрава, высокого кирпичного фриза и карниза в виде бетонных плит, вынос которых поддерживается металлическими консолями. Над антаблементом фрагментарно сохранилась аттиковая стенка. В силу незавершённости объекта многие годы отсутствовал второй ярус часовни, увенчанный высоким шпилем с крестом, мраморная облицовка и другие детали. По композиционному построению объём часовни аналогичен классическим храмам Греции и является памятником архитектуры неоклассицизма начала XX в. В 2004–2005 гг. здание было отреставрировано и достроена его верхняя часть, предусмотренная старинным проектом.
ГЕРМАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Тюбяк-Чекурча. Арский район
Церковь каменная, построена в 1811 г. на средства купца Л.Ф. Крупенникова и прихожан, тёплая, двухпрестольная: главный придел во имя Святого Германа, Казанского Святителя и Чудотворца, другой придел — во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского. Сохранились трёхарочные ворота.